Автопроизводители выступили с новым предложением для Минпромторга
Актуальные проблемы импорта автомобилей в России обострились, и Объединение автопроизводителей России (ОАР) решило обратиться в Минпромторг с предложением о пересмотре методики начисления утилизационного сбора. Эта мера направлена на борьбу с "серым" импортом, осуществляемым через оформленные на физических лиц автомобили. ОАР представляет интересы крупных игроков рынка, таких как АВТОВАЗ, Группа ГАЗ и КАМАЗ.
Агентство Интерфакс сообщает, что заявления подписаны членами ОАР и адресованы министру промышленности и торговли Алиханову. В этом документе поднимается вопрос о необходимости изменить устаревшую методику сбора, установленную правительственным постановлением от 2013 года. Автопроизводители считают целесообразным привязать размер утилизационного сбора к мощности двигателя автомобиля, а не к его рабочему объему.
Инициаторы предлагают этот шаг, указывая на то, что современные иномарки оснащены высокопроизводительными моторами с меньшим объемом, что искажает систему сбора. На сегодняшний день одна и та же ставка применяется к машинам с разными ценовыми категориями. Например, бюджетный автомобиль Changan Alsvin с ценой 1,85 млн рублей и объемом мотора 1,48 л облагается утильсбором 677,4 тыс. рублей, чем-то подобным подвергается и BMW X3 стоимостью 8 млн рублей.
Автопроизводители также выражают беспокойство относительно льготных ставок утилизационного сбора для физических лиц, полагая, что они во многом снижают власть производителей на рынке. На данный момент ставка для физических лиц на автомобили младше трех лет составляет 3400 рублей, для старших — 5200 рублей, но есть исключения для двигателей свыше трех литров.
Эксперты отмечают, что сложившаяся практика привела к росту "серого" импорта. Если в 2024 году доля автомобилей, вводимых через физические лица в общей массе импорта, варьировалась от 1 до 50%, то в 2025 году она ожидается в пределах 50-70%. Это открывает двери для иномарок, которые часто не имеют гарантийного обслуживания. Более того, болезненно для бюджета страны, поскольку высокие утилизационные сборы остаются недополученными.