Электромобили показали 40% рост в третьем квартале, но Zeekr столкнулся с падением продаж

Электромобили и утилизационный сбор: перспектива продаж на фоне изменений Положение дел на рынке электромобилей в России продолжает оставаться запутанным. Правительственные решения время от времени работают как на поддержку экологически чистых транспортных средств, так и на установление барьеров для их распространения. С 1 января 2024 года утилизационный сбор для электрических автомобилей возрос в 20 раз, составив 667 400 рублей, сопоставимый со ставками для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Это изменение отразилось на продажах: в первом квартале 2024 года продажи упали почти на 52% — с 3844 электромобилей в IV квартале 2023 года до 1854 единиц. Однако во втором квартале объемы достигли 2546 машин, а в третьем специальные продажи даже увеличились до 3586 электромобилей. Стоит обсудить вопрос, как будет развиваться ситуация с продажами дальше: в прошлом году в последнем месяце перед зимним спадом каждый месяц продавалось около 1200 электромобилей. В этом году по месяцам ситуация выглядит следующим образом: в апреле было продано 795, в мае – 786, в июне - 965, июль: 1257, август: 1082 и сентябрь: 1247. Модели 2025 года за тот же период показали следующие результаты: 196 в апреле, 334 в мае, 430 в июне, 543 в июле, 481 в августе и 597 в сентябре. На складах остается значительное количество автомобилей, произведенных в предыдущие годы. С учетом того, что возможно повышение утилизационного сбора с 1 ноября, можно ожидать, что средние продажи остаются на уровне 1000-1200 машин в месяц вплоть до следующего летнего сезона. Однако новая политика утильсбора повлияет на импорт: среди 7986 зарегистрированных в текущем году электромобилей более половины имеют мощность свыше 80 «лошадей», что исключает их из льготного тарифа. Обсудим подробнее результаты третьего квартала. Лидером по-прежнему остается Zeekr, который продал 891 электромобиль, но при этом его доля на рынке пошла на спад: с 38% в IV квартале 2024 года до 25% в III квартале 2024 года. Завод «Москвич» активно распродает остатки произведенной модели 3е, с июля по август было реализовано 430 единиц, несмотря на то, что 417 машин пришлось на юридические лица. Evolute нашла 539 покупателей, но модель i-Pro (363 проданных экземпляра) не превышает результат «Москвича». Справедливости ради, стоит отметить, что модель A5 от Amberauto, имеющая всего 277 проданных единиц, показала неприметные результаты, а у Ora, эта марка также не смогла продвинуться, имея лишь 50 покупателей. Avatr и BYD были более успешны, со стабильными показателями в 263 и 258 проданных единиц соответственно. Тем не менее, остается также много других марок, которые не могут увеличить объемы продаж, как, например, у BMW, чей результат составил 51 единицу, или у Porsche, который сумел продать всего 15 автомобилей. В то же время Tesla показала результат в 142 покупки, в том числе 12 пикапов Кибертрак, а Geely EX5 составила 97 реализованных экземпляров. В завершение отметим, что модель Eonyx М2 отметилась в статистике: в сентябре она нашла трех новых владельцев, что придаст оптимизма на рынке новому проекту «Автотора». Можно подвести итог, что, несмотря на существующие изменения в законодательстве и правилах утильсбора, рынок электромобилей испытывает сложные времена и требует тщательной аналитики со стороны участников.